Правда и Мифы о заикании и о BreathMaker


Данная страница расширяется в зависимости от возникновения тем.

I. Мифы о заикании:

1-ой миф. Заикание - это преимущественно психологическая проблема. Именно поэтому заикание возникает в процессе общения и не возникает при разговоре с самим собой.

2-ий миф. Заикание возникает от испуга.

3-ый миф. Заикание - это когда мысли опережают речь, поэтому речь ускоряется и нарушается.

4-ый миф. Основу заикания составляют ступор и привычка повторяться.

II. Мифы о BreathMaker:

1-ый миф. BreathMaker - это замедление темпа речи (эхо-эффект, DAF, аналог АИР и т.п.)

2-ой миф. BreathMaker тренирует речь только перед компьютером, а в реальной жизни это не помогает.



I. Мифы о заикании:

1-ой миф. Заикание - это преимущественно психологическая проблема общения. Именно поэтому заикание возникает в процессе общения и не возникает при разговоре с самим собой.

Этот миф основан на подмене причинно-следственных связей.

Правда:
[Повышенный фоновый тонус нервных речевых центров] = ["готовность" к спазмам]
[
Повышенный фоновый тонус нервных речевых центров] + [минимум эмоций наедине с собой] = [низкая вероятность спазмов]
[
Повышенный фоновый тонус нервных речевых центров] + [естественные эмоции при общении] = [высокая вероятность спазмов]
Неправда:
["Неправильная" психология общения] = [заикание]

Некоторыми психотерапевтами внушается мысль, что, мол, у всех заикающихся именно при общении с другими людьми начинают сильно расстраиваться нервы, и поэтому они заикаются. А если они наедине с собой, то нервы не расстраиваются, и речь нормальная.
Если вдуматься в эту логику психотерапевтов, то получается, что заикающиеся - это люди с "неправильной" психологией общения, которую нужно лечить.

В действительности, у заикающихся просто имеется повышенный фоновый тонус двигательного речевого центра. Вот почему даже естественные эмоции, свойственные всем нормальным людям во время общения, срывают тормозные влияния, контролирующие этот центр, и тогда начинаются спазмы... (что же касается эмоций см. далее..)
Я постараюсь, по возможности, объективно показать место психологии и, соответственно, психотерапии в лечении заикания и логоневрозов. А оно, на мой взгляд, весьма неоднозначное. Заикание - это в основном неврологическая проблема и частично проблема психоаналитиков.
Итак..
Любое движение определяется, по крайней мере, тремя нервными центрами - неоспоримый закон физиологии:
1. Высший центр, управляющий  всем процессом речи (называется ассоциативный центр),
2. Исполнительный  (он же двигательный - центр Брока),
3. Контролирующий (он же сенсорный - центр Вернике).


На рисунке стрелками показаны второй и третий центры, а первый находится между ними.

Главное внешнее проявление заикания и логоневрозов - это спазмы.
Очевидно и бесспорно, что эти спазмы есть чрезмерная патологическая активность двигательного (исполнительного) цента Брока.
Можно посмотреть на «мозгового человечка» Пенфильда, а можно и на приведенную ниже таблицу, чтоб эта мысль лучше акцентировалась.

Естественная работа центра Брока

Перевозбуждение центра Брока

Управление мышцами языка и губ

Спазм мышц лица и неба

Управление гортанью и голосовыми связками

Спазм мышц шеи и гортани

Управление дыхательной мускулатурой

Спазм мышц грудной клетки, затруднение дыхания..

Т.е в момент речи центр Брока ведет себя агрессивно (красные стрелки на рисунке ниже): возбуждение захватывает близлежащую двигательную кору и отделы, ответственные за эмоции. Отсюда спазмы, страх, раздражение и т.д.


Высшие контролирующие тормозные центры не справляются с активностью двигательного центра Брока и он выходит из под контроля. А вывести из под контроля центр Брока может любая естественная эмоция. Стало быть, лечить нужно не "психологию", а повышенный тонус центра Брока.
Таким образом, ЗАИКАНИЕ - это ПОВЫШЕННЫЙ ФОНОВЫЙ ТОНУС ЦЕНТРА БРОКА, а не патология эмоционального статуса при общении.

А теперь факты, объясняющие "почему так сложилось...", почему у некоторых людей фоновый тонус центра Брока повышен.

1-ый тип заикания.
Проведем простой эксперимент.
Посадите перед собой в метрах трех от себя друга или родственника. Вытяните вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Смотрите на своего друга именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз).
А теперь попытайтесь выполнить, казалось бы невыполнимое задание.
Попытайтесь закрыть Вашим большим пальцем правой руки лицо друга. После этого проделайте тот же эксперимент левой рукой. Еще раз напоминаю: оба глаза открыты.
Спросите у своего друга, какой у Вас ведущий глаз.

Схема эксперимента (вид сверху)

Если Ваш друг видит такую картинку, то у Вас ведущий глаз - левый.

По нашим данным, 65% наших пациентов имеют ведущий левый глаз (т.е. "исторически" они левши), а пишут при этом правой рукой.
Как правило, у них заикание возникало в возрасте 6+/-1 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать.
Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма. Причем переучивание не всегда носит насильственный характер, а чаще всего - подражательный. Дело в том, что центр Брока жестко связан с ведущей рукой. В случае переучивания с левой руки на правую центр Брока функционально перемещается из одного полушария мозга в другое и поэтому частично выходит из под контроля. Возникает повышение фонового тонуса центра Брока и "готовность" к заиканию или логоневрозу. Этот тип заикания развивается постепенно.
Понятно, что при этом типе заикания психотерапевты причину устранить никак не смогут.

2-ой тип заикания.
Пациент имеет ведущий глаз правый, пишет также правой рукой, а заикание возникло в момент формирования ассоциативного центра. Т.е в 3+/-1 года, иногда практически сразу, как ребенок начал говорить. Часто этот тип заикания называют врожденным и оно связанно с особенностью работы медиаторов мозга, которые и определяют фоновое повышение тонуса центра Брока. По нашим данным, 2-ой тип заикания возникает в 25% случаев. Понятно, что при этом типе заикания психотерапевты причину устранить никак не смогут. Ко второму типу также  можно отнести заикание, возникшее в более позднем возрасте после перенесенного наркоза, интоксикаций и т.п. Второй тип заикания развивается постепенно.

Остальные 10% связаны со срывом тормозных влияний на центр Брока или возникновения патологического перевозбуждения центра Брока после психической травмы. Это единственный тип заикания, который развивается "в один день", т.е вчера его еще не было, а сегодня резко возникло сразу же после психической травмы - симптом "обрыва". Данный тип заикания эффективно может лечиться психоаналитиками, если им удается добиться катарсиса и устранения патологической доминанты.

вверх


2-ий миф. Заикание возникает от испуга.

Обязательно посмотрите первый миф о заикании.
И если Вы убедились, что заикание - это повышенный фоновый тонус центра Брока, то Вам становится понятным, что испуг является не причиной, а пусковым механизмом. Действительно, наверное не существует ребенка, которого бы не испугала собака хотя бы один раз в жизни. Но далеко не все дети заикаются. Заикание возникнет если есть "готовность" к его возникновению, а повод - пусковой механизм всегда найдется. Аналогично у людей, склонных к мигрени, легко возникает головная боль от стимулов, которые не вызвали бы головной боли у других.

вверх


3-ый миф. Заикание - это когда мысли опережают речь, поэтому речь ускоряется и нарушается.

Обязательно посмотрите первый миф о заикании.
Повышенный фоновый тонус центра Брока вызывает увеличение темпа речи, поскольку именно центр Брока "ведает" речевым аппаратом. Готовые к произношению речевые структуры в момент заикания блокируются, а в это время поступают уже новые. Таким образом, создается эффект "плотины" и иллюзия того, что мысли опережают речь.

вверх


4-ый миф. Основу заикания составляют ступор и привычка повторяться.

Как говорится "без комментариев", тем не менее рекомендуем посмотреть первый миф о заикании. Ступор - это перевозбуждение центра Брока и распространение патологического возбуждения на близлежащие отделы мозга. В первом же мифе показан процент, которым могут помочь психотерапевтические тренинги в долгосрочном плане.

вверх



Мифы о BreathMaker

1-ый миф. BreathMaker - это замедление темпа речи (эхо-эффект, DAF, аналог АИР и т.п.)

Да, действительно, при работе с наушниками и микрофоном на самом первом этапе используются, так называемые, стандартные методики коррекции речи.
Сюда входят:
1. DAF - задержка собственной речи (эхо эффект, эффект Ли), вызывающие замедление темпа речи.
2. FAF - изменение высоты голоса. Эти эффекты используется в аппаратах типа АИР и т.п.
Плюс ноу-хау НИЦ БКБ, которое включено только в BreathMaker: CAF - соединение разрывов речи с бисенсорным эффектом.
В процессе работы с микрофоном и наушниками большинство пользователей, действительно, перестает заикаться.
Однако, само по себе замедление речи (эхо-эффект) дает конечную эффективность лечения около 10-15% и используется в составе других методик только для того, чтоб приступить к главной части BreathMaker.
Вы можете бесплатно скачать данный софт с сайта НИЦ БКБ, и пусть Вам повезет попасть в эти 10-15%.
CAF - соединение разрывов речи и бисенсорный эффект увеличивает этот процент до 40-50, что само по себе уже терпимо, но недостаточно.

Если все упростить, то главная часть BreathMaker заключается:
1. В устранении обертонов речи, ответственных за заикание, т.е. в правильной перестройке тембра голоса.
2. В исправлении высоты голоса, которая нарушена практически у всех заикающихся людей.
В конце концов, при правильном пользовании программой, Вы начинаете говорить в естественном темпе, приятным голосом с богатым тембром.

Именно главная часть BreathMaker защищена ноу-хау и двумя соответствующими патентами и никакое подражание не может дать необходимые результаты.

вверх


2-ой миф. BreathMaker тренирует речь только перед компьютером, а в реальной жизни это не помогает.

Нет и никогда не было в программе BreathMaker никакого тренинга перед компьютером, который бы автоматически лечил заикание!!!
Перед компьютером тренируется постановка высоты голоса и перестройка тембра. Главным требованием к пациентам является необходимость "взять эти навыки в жизнь". И ничто не мешает любому пользователю это сделать. См. руководство пользователя и сайт здесь.

При необходимости пациентам может рекомендоваться тренинг реального телефонного общения.

Для проведения данного тренинга не требуется телефонный адаптер, поскольку речь вводится в компьютер через микрофон.
Тренинг реального телефонного общения аналогичен стандартному тренингу форманты и резонансной высоты голоса.
Телефонный разговор происходит при визуальном контроле речи, как показано на фото ниже.

вверх


ЗАИКАНИЕ. ЛЕЧЕНИЕ. ОБМЕН ОПЫТОМ.

Hosted by uCoz